мцко

 

 

 

 

 

 

  
 
Публичный отчет
Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии № 1512
Восточного окружного управления образования
Департамента образования  города Москвы
- победителя конкурса общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках
Приоритетного национального проекта «Образование»,обладателя гранта Мэра Москвы за достижение высоких результатов в образовательной деятельности в 2011 году.
Директор – Б.Х.Штульберг
Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Мэра

Москва, 2012
 
 
                        Гимназия №1512 – государственное образовательное учреждение Восточного окружного управления Департамента образования города Москвы. Гимназия создана в 1981 году. Имеет свидетельство о государственной аккредитации ГА №001192 №008237 от 30.01.2008г. и лицензию на образовательную деятельность №283961N023074 от 05.12.2007г.
            Гимназия №1512 известна в г. Москве и в Восточном округе как общеобразовательное учреждение, представляющее широкие образовательные возможности и обеспечивающее высокое качество образования и как центр воспитания и развития гармонической, высоконравственной личности.
            Гимназия завоевала прочное положение в местном социальном окружении как одно из самых достойных и передовых образовательных учреждений.
            Наши учащиеся стабильно занимают призовые места в предметных олимпиадах различного уровня и интеллектуальных марафонах, являются активными участниками акций в микрорайоне «Вешняки», инициаторами и организаторами всесторонней помощи детскому дому №1.
            Старшеклассники участвуют в масштабных городских молодежных проектах, взаимодействуют с Московской думой, Федерацией защиты мира и т.д.
            В настоящее время, в соответствии с программой развития на базе медиацентра гимназии создается  ресурсный центр «Профильное обучение».
            Позитивное отношение к гимназии ярко демонстрирует активное целенаправленное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
            Анкетирование учащихся и родителей, которое систематически проводится в гимназии, свидетельствуют о восприятии образовательной среды гимназии как творческой, способствующей разностороннему развитию личности учащихся.
            Управление гимназией осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Высшим органом самоуправления гимназии является Совет гимназии. Совет гимназии состоит из представителей педагогического коллектива, коллективов обучающихся II и III ступени и родителей. В состав Совета входит директор гимназии. К компетенции Совета гимназии относится:
  • принятие Устава гимназии, дополнений и изменений к нему;
  • избрание Председателя Совета гимназии;
  • определение приоритетных направлений деятельности гимназии и т.д.
Информация о деятельности гимназии доступна и открыта: имеется форум на школьном сайте, ежемесячно выпускается общегимназическая газета «Парус». Администрация гимназии ежегодно отчитывается перед Советом гимназии за выполненную работу. Стиль взаимоотношений «Администрация – учителя-ученики» - демократический, доброжелательный, ориентированный на сотрудничество в достижении поставленных задач.
Стабильным на протяжении пяти лет в гимназии являются следующие показатели:
·        высокий уровень обученности учащихся по результатам итоговой аттестации;
·        100% поступление в ВУЗы;
·        участие гимназистов в окружных, городских, Российских и международных олимпиадах;
·        высокий уровень мотивации познавательной деятельности учащихся;
·        уровень сформированности исследовательских умений учащихся;
·        отсутствие вакансий в педагогическом коллективе;
·        стабильность кадров;
·        система управления;
·        условия для обучения воспитания учащихся с повышенной мотивацией;
·        обеспечивается качество гимназического образования;
·        формируется гимназическая образовательная среда;
·        реализуется программа городской экспериментальной площадки «Школьное информационное пространство».
Содержание образования реализуется на основе Федеральных программ по учебным дисциплинам. В гимназии составлен учебный план на основе рекомендаций Московского базисного учебного плана.
Гимназия работает в режиме шестидневной учебной недели. Занятия проводятся в одну смену. Продолжительность урока 45 минут.
В гимназии обучаются учащиеся 1-11 классов. Общее количество учащихся 769. В 5-9 классах 405 учащихся, в 10-11 классах 151. В гимназии 28 классов. Все классы работают по гимназическим программам. На III ступени реализуется программа профильного обучения: естественно-математического, экономико-социологического, гуманитарного.
На протяжении пяти последних лет уровень обученности гимназистов по предметам и по классам второй и третьей ступеней стабильный, составляет 100%, неуспевающих учащихся в гимназии нет.
Данные промежуточной и итоговой аттестации, данные успешности выполнения обучающимся срезовых контрольных работ показывают тенденцию к повышению качества уровня усвоения изучаемого материала.
Увеличивается число участников и победителей предметных олимпиад, окружного, городского и всероссийского уровней.
По окончании гимназии все учащиеся поступают в высшие учебные заведениия. Гимназия выполняет общегимназическую программу «Здоровье», в результате чего у учащихся в гимназии отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья учащихся.
В гимназии реализуется система дополнительного образования и разнообразная внеклассная работа. Такая система в единстве с учебным процессом является основой разностороннего развития учащихся. В результате педагогический коллектив целенаправленно работает над решением задач по воспитанию широко образованного, глубоко мыслящего, высоконравственного человека
В гимназии работают 50 учителей. 35 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 14 – первую, 1-2 квалификационную категорию. Звание «Заслуженный учитель» имеют 3 учителя, звание «Почетный работник образования» - 15 учителей.
Учителя гимназии принимают участие и занимают призовые места в конкурсах «Учитель года», «Национальный проект», «Ярмарка педагогических идей», опыт работы гимназии представлен на ВВЦ и обобщен в следующих педагогических изданиях:
·        «Современная гимназия: взгляд теоретика и практика». Под ред. Е. С. Полат, М., 2001г.
·        «Теория и практика развития критического мышления и творческого потенциала гимназистов. Коллективная монография, М., 205г.
·        «Московская гимназия: уроки 25-летнего опыта». «Владос», 2006г.
Гимназия располагает хорошей материальной базой, достаточным учебно-методическим обеспечением. Наличие хорошо оборудованных учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, медиатеки, актового и спортивных залов, бассейна позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся.
Гимназия тесно сотрудничает с Российской академией образования, Московским институтом открытого образования, Государственным университетом - Высшая школа экономики, что позволяет реализовать целостную образовательную программу, ориентированную на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду, практической и исследовательской деятельности.
Гимназия №1512 является инновационным учебным заведением, обеспечивает усвоение учащимся гимназического содержания образования, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию учащихся.
Гимназия №1512 является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (приоритетный национальный проект «Образование» 2006-2007 учебный год).
                        Гимназия № 1512 представляет собой индивидуальную общеобразовательную исследовательскую структуру, решающую проблему объединения учащихся, мотивированных на получение глубоких знаний, развитие интеллектуальных способностей, готовых к продолжению образования в престижных ВУЗах.
            Личностная ориентация обучающихся гимназии обеспечивается содержанием и организацией образовательного процесса при  поддержке психологической службы.
            Учебно-воспитательная деятельность гимназии является личностно-ориентированной и направлена на развитие индивидуальных способностей учащихся с учетом их возможностей и интересов. Учитель и ученик являются соавторами образовательного процесса.
            Концепция развития гимназии № 1512 определяет приоритетные направления и стратегические ориентиры совершенствования работы всех звеньев педагогического управления гимназией на перспективу. Ее главная цель – повышение эффективности обучения, воспитания и развития гимназистов. Образовательный процесс имеет университетскую исследовательскую направленность, и по сути, является предуниверситетским.
            Результатом работы является высокий уровень обученности и воспитанности учащихся при сохранении психологической комфортности, коммуникабельности, толерантности, высокий уровень культуры и демократические ценности.
            В основе построения личностно-ориентированного образовательного процесса  лежит деятельность ученика. Образовательный процесс реализуется  с учетом его здоровья, психологии в соответствии с его склонностями, способностями и интересами. Оценки носят экспертный характер. Сравнение допускается только с ним самим, в результате чего сохраняется здоровье ученика:  работоспособность, мотивация, адекватность  поведения. Содержание образования гимназии № 1512 строится на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, имеет концептуальный  гимназический вид ценностно-ориентированной  бинарной интегрированной системы, опирающейся на культурологическую и инвариативно-деятельностную теории  (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С.Леднев, Л.М. Перминова).
            Гуманитаризация образования гимназии обеспечивается  изучением двух иностранных языков, нацеленностью содержания и технологий обучения на общекультурное развитие личности, освоения универсальных способов познавательной деятельности, в виде общеучебных умений, овладение способами коллективной  мыслительной деятельности, и в итоге - гуманистическими ценностями.
            Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими учащимися.
            Большое значение в достижении гимназией позитивных инновационных изменений имеет Программа развития, представленная на конкурс образовательных учреждений Приоритетного национального проекта «Образование».   Программа развития гимназии - действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход гимназического сообщества в новое качественное состояние и одновременно механизм, обеспечивающий управление этим переходом.
           Образовательная программа гимназии № 1512 представляет собой нормативно-управленческий документ, отражающий специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся и особенности организации учебно-воспитательного процесса, предложенным на долгосрочный период.
Основные направления деятельности гимназии определяются Программой «Столичное образование-4», Концепцией гимназического образования ( Москва, 2006г.), Программой развития гимназии № 1512 (2008-2012 г.г.), и ориентированы на удовлетворение запросов социума, с учетом возможностей  гимназии, особенностью контингента учащихся и самой  гимназии.
            В этом ключе главной целью образовательной политики гимназии № 1512 является обеспечение доступного, качественного, эффективного, конкурентоспособного образования.
            Деятельность гимназии № 1512 направлена на создание образовательной среды для развития личности учащегося, где высокое качество образования сочетается с развитием критического мышления, ответственностью ученика, его успешной социализации.
            Этому способствует реализация комплексного подхода к образованию через обеспечение вариативного выбора профилей, создание оптимальных условий при формировании личной образовательной траектории в развитии творческих способностей каждого ученика в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.
                   Учебный план гимназии № 1512 является нормативно-управленческим документом, характеризует специфику содержания образования и особенностями образовательного процесса. Учебный план составлен на основе приказа Департамента образования города Москвы от 18.04.2007г. № 253 и выполнения гимназических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44. «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин» 24.2.1178-02.
Научно – методическим советом гимназии была проведена целенаправленная работа  по совершенствованию учебного плана с учетом использования личностно-ориентированных технологий и ИКТ. В итоге определены дидактические и развивающие функции ИКТ в отношении всех групп учебных предметов, а учебный план соответствует модульной структуре гимназического учебного плана и гуманитарную полноту содержания гимназического образования во взаимосвязи «социально-гуманитарного» модуля (I), модуля «человек как он есть»(II), «Социально-коммуникативные технологии» (III), «компенсирующий модуль» (предметы физической культуры) (IV)
            В гимназии сложилась система внутришкольного контроля. Педагогический коллектив гимназии хорошо понимает, что совершенствование работы гимназии возможно лишь на основе систематического изучения и анализа состояния деятельности всех подразделений гимназии. Такой анализ носит мониторинговый характер.
                        Результаты мониторинга систематически обсуждаются на кафедрах, административных  совещаниях, научно-методических и педагогических советах. В центре средств информации (медиацентре) создана база данных результатов мониторинга. Констатирующий мониторинг позволяет оценить реальную картину состояния образовательного процесса; прогностический мониторинг ориентирован на отслеживание тенденций в работе подразделений гимназии с учетом реализуемых целей личностно-ориентированных технологий. Результатом работы в этой области является предварительный прогноз успешности в обучении, разработке основных форм организационно-педагогической работы с учащимися, мотивированными на обучение. Обучение ведется по государственным программам.
            В результате внутригимназического  контроля выявлено:
  • абсолютная успеваемость по предметам стабильна -100 %
  • уровень качественной успеваемости по предметам  ежегодно имеет устойчивую тенденцию к положительной динамике
  • анализ уровня обученности учащихся носит системный характер, отличается разнообразием применяемых диагностических и контрольно-измерительных материалов, в том числе авторских, охватывает всех учащихся гимназии.
  • Учащиеся владеют общеучебными умениями не только на репродуктивном, но и на  эвристическом и творческом уровнях,  умеют использовать компьютерную технику, что особенно ярко проявляется при защите проектов.
Таким образом, в гимназии сформирован интеллектуальный фон, позволяющий успешно решать задачи мотивации учащихся в их познавательной деятельности.
В гимназии № 1512 сложилась система методической работы, которая представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время действуют пять методических кафедр: кафедра гуманитарных дисциплин, кафедра естественнонаучных дисциплин, кафедра математики, экономики, информатики, кафедра иностранных языков, кафедра физического воспитания которые занимаются аналитической (в режиме мониторинга), диагностико – коррекционной и научно – исследовательской деятельностью.
Особое внимание на всех кафедрах уделяется серьезной научно – исследовательской практико-ориентированной деятельности, овладению исследовательскими методами, среди которых важное место занимает экспериментальная деятельность.
Учебно-методические кафедры реализуют следующие направления деятельности:
-        Формирование  концептуальных подходов к преподаванию учебного предмета с учетом индивидуальности учителя (индивидуального стиля деятельности);
-        содержания образования по предмету с учетом его специфики: дифференциация и индивидуализация обучения детей разноуровневой подготовки;
-        обеспечение  условий дидактической поддержки (консультации, открытые уроки, дистанционное обучение по курсам РАО для совершенствования педагогического мастерства);
-        мониторинг успеваемости и  диагностика  затруднений в обучении отдельных учащихся;
-        работа с мотивированными  и одаренными учащимися;
-        научно – исследовательская и экспериментальная деятельность. Каждый год учителя гимназии представляют  результаты научно-методической работы на ежегодной выставке в период проведения традиционной научно – практической конференции гимназии.
Методическая работа ведется  на глубокой научной основе. Учебно-методические кафедры решают поставленные задачи по ежегодно составленному плану методической и экспериментальной деятельности.
Гимназия №1512 является Городской экспериментальной площадкой «Управление образовательным процессом учреждения через повышение качества образовательного процесса» (Приказ ДО г. Москвы № 315 от 24.08.2007г. «Об изменении сети городских экспериментальных площадок в 2007 – 2008 у.г.»). Цель: определение новых форм и методов управления, стимулирующих рост качества образовательного процесса.
Гимназия №1512 является Городской экспериментальной площадкой «Об организации школьных патронатных служб и межшкольной образовательной инфраструктуры как механизма реализации профильного обучения» (Приказ ДО г. Москвы № 315 от 24.08.2007г. «об изменении сети городских экспериментальных площадок в 2007 – 2008 уч.г.»). Цель: формирование и создание  нового механизма для эффективной и своевременной реализации задач профильного обучения.
На протяжении многих лет в гимназии работает творческая лаборатория учителя, где под руководством администрации создана и последовательно реализуется система психолого-педагогического просвещения учителей , своевременное ознакомление учительского коллектива с новейшими научно-методическими разработками, новинками школьного библиотечного абонемента и электронного каталога, серия консультаций и семинаров, лекций приглашенных специалистов, использование новейших методических разработок и текущий анализ его качественных особенностей.
            Учителя гимназии оказывают помощь научно-методическому центру ВАО. На базе гимназии и школьного медиацентра работают курсы повышения квалификации для учителей округа: «Новейшие педагогические технологии»; «Компьютерные телекоммуникации»; «Координатор дистанционного обучения» (2003-2006 г.г. и по настоящее время).
             Итогом работы по данному направлению являются следующие показатели:
95 % учителей активно используют в своей работе электронные средства обучения; полностью реализована работа над единой методической темой «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе как путь повышения мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности гимназистов». Продолжается сотрудничество с ВУЗами (Государственный университет Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Московский педагогический университет). В гимназии проводится целенаправленная работа по повышению квалификации учителей с участием преподавателей ВУЗов. Ежегодно проводятся конкурсы на лучшее методическое пособие, выпускаются сборники научно-методических работ учителей, исследовательских работ НОУ учащихся. Каждый пятый учитель гимназии подготовил  дает победителей городских и республиканских олимпиад.
            В гимназии разработано Положение о предметном кабинете. По итогам прошлого учебного года 80 % учебных кабинетов являются победителями, заведующие кабинетами награждены дипломами за создание кабинетов-лабораторий.
            Значительно улучшилась инновационная деятельность. В образовательный процесс внедряются информационные технологии. Только в этом учебном году было дано учителями более 50 уроков с применением Интернет-технологий, с использованием  средств ресурсного центра гимназии.
На протяжении многих лет гимназия под руководством д.п.н. профессора, зам. директора по научному обеспечению, зав. лабораторией дистанционного обучения РАО Полат Е.С. работала и продолжает работать  в режиме городской инновационной экспериментальной площадки «Школьное информационное пространство».
В результате гра­мотного использования личностно-ориентированных технологий, ИКТ  и Интернет-технологий,  выпускник гимназии умеет:
- адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
- критически мыслить, видеть возникающие в жизни проблемы, умеет решать их;
- грамотно работать с  учебной и внеучебной информацией: отбирать, анализировать;
- готов к общению с представителями различных социальных групп,            коллективной деятельности;
-готов к самообразованию.
В ходе нашего эксперимента четко прослеживаются III этапа, включающие освоение новых личностно-ориентированных технологий, как-то:
обучение в малых группах;
проектные технологии;
разноуровневое  обучение;
            Результатом первого  этапа являются следующие показатели:
  • учебный процесс по предметам школьного цикла ориентирован на   конкретного ученика, с учетом индивидуальных способностей и возмож­ностей;
  • в основе учебного процесса - самостоятельная поисковая деятельность учащихся;
  • учебный процесс строится на принципах педагогического и межличностного общения;
  • ответственность за успешную познавательную  учебную  деятельность  учащиеся осознанно берут на себя, оставляя за учителем роль органи­затора их познавательной самостоятельной деятельности создание доб­рожелательного, заинтересованного настроения.
На II этапе экспериментальной работы был создан Центр средств ин­формации гимназии, где объединены библиотека, компьютерный зал, видео радиостудии. На данном этапе созданы условия для постоянного доступа учителей и   учащихся к информации, обеспечена индивидуальная работа учащихся и учителей к использо­ванию компьютерных и обучающих программ.
            На данном этапе эксперимента развернулась работа по организации и проведению общегимназического проекта «Человек и гражданин в ин­формационном обществе», проблема которого разрабатывалась в раз­личных предметных областях (гуманитарной, естественно-научной) с учетом специфики каждой предметной области.
В последние 2 года в экспериментальной работе мы вышли на качест­венно новый уровень, сделав попытку создания единой системы проектной деятельности гимназии на всех ее ступенях: в учебной деятельности и в сис­теме дополнительного образования. Создалась общая атмосфера исследова­тельской, как важного вида познавательной деятельности  в гимназии, что способствовало по­вышению мотивации учения, интеллектуаль­ному и нравственному  развитию гимназиста.
На III этапе эксперимента основной акцент был сделан на создание единого информационно-образовательного пространства гимназии:
-на уровне учебных кабинетов, лабораторий, мастерских;
- на уровне медиацентра;
-на уровне мировой сети Интернет.
Выход в мировое информационное образовательное пространство по­зволил учащимся и учителям пользоваться виртуальными библиотеками, журналами, проводить на уроках виртуальные экскурсии по учебным пред­метам, повышать свое профессиональное мастерство в дистанционных кур­сах, принимать участие в методических объединениях лучших школ России, теле и видеоконференциях, пользоваться различными базами данных. В настоящее время в образовательном процессе широко используются Интернет­ технологии.
          В 2002 г. гимназия стала Пилотной школой Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования России.
Результатом работы педагогического коллектива в режиме экспери­мента являются следующие показатели.
            Расширилась информационная среда образовательного процесса: в рамках единого информационно-­образовательного пространства был создан электронный каталог биб­лиотечного фонда, лицензионных программных продуктов, а также, что особенно важно, каталог ресурсов сети Интернет по всем предме­там основной школы, каталог электронных средств массовой информа­ции (газет и журналов), виртуальных музеев, каталог сайтов, предос­тавляющих возможность дистанционного обучения учащихся и учите­лей.
Проведена работа по подготовке сети медиатеки к работе в Интернет по выделенной линии. Модернизирована сеть в компьютерном зале. Она объединена с локальной сетью лаборатории, что позволяет одновременно выходить в Интернет более 10 пользователям.
Сегодня в медиатеке созданы все условия для индивидуальной и груп­повой работы учащихся над мини-проектами и общешкольным гимназиче­ским проектом «Человек в информационном обществе». Работа с различны­ми ресурсами Интернет позволила значительной части учителей и учащихся принимать участие в международных проектах и конференциях:
США - гимназия № 1512 «10+ 10»
Англия - гимназия № 1512 «Виртуальный мир - 2»
Германия - гимназия № 1512 «Моя страна»
            Учителя и учащиеся активно работают с центром международного со­трудничества университета Северная Каролина США, участвуют в семина­рах и конференциях. Реализация опыта международного сотрудничества дает возможность учащимся в совершенстве овладеть иностранными языками, ближе познакомиться со странами изучаемого языка.
Результатом работы педагогического коллектива в режиме экспери­мента являются следующие показатели:
-значительно повысилась мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности;
-постоянно увеличивается число учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью в творческих мастерских при предметных кафедрах и НОУ;
-меняется урок, где у учащихся формируется интеллектуальные       умения, где увеличивается доля самостоятельной исследовательской деятельности;
-увеличивается число желающих принимать участие и побеждать в интеллектуальных турнирах, олимпиадах.
На базе медиатеки создан издательский центр «Парус», выпускающий гимназическую газету, видеоновости. Медиацентр позволяет организовать просмотр видео роликов, слайдов, предусмотрена запись аудиокассет, работа с периодическими изданиями.
-ориентированных технологий для руко­водителей образовательных учреждений города.
В течение  20 лет в гимназии проводятся ежегодные научно-­практические конференции по итогам работы над методической темой с уча­стием представителей школ Восточного округа.
Руководители и учителя нашей гимназии привлекаются к участию в экспертизе по вопросам использования личностно-ориентированных техно­логий  в образовательном процессе.
Гимназия  ежегодно принимает активное участие в ярмарке инновационных педа­гогических идей, которая проводится по инициативе Управления и НМЦ. Опыт работы гимназии в области личностно-ориентированных техно­логий   гимназии представлен на ВВЦ.
На протяжении З-х лет на базе гимназии организован постоянно дейст­вующий семинар «Внедрение и использование информационных технологий в образовательном процессе». Информациоонно-технический потенциал гимназии таков, что на базе гимназии  может быть создана Ассоциация школьных медиатек города Москвы.
В ходе реализации программы по сохранению  психического и физического здоровья в гимназии № 1512 выполняется общегимназическая программа «Образование. Здоровье. Психология». На базе гимназии создан реабилитационный центр, который объединяет психологическую службу, 2 медицинских кабинета, 2 спортивных зала, тренажерный  зал, плавательный бассейн. На базе оздоровительно – реабилитационного цетра  систематически проводится диагностика состояния здоровья, разрабатываются программы физического воспитания для каждого учащегося. Важным направлением в реализации программы является защита учащихся от перегрузок.
Важным экологическим ресурсом  развития и физического  усовершенствования  каждого гимназиста является школьный бассейн, который  функционирует как одно из подразделений гимназии. Наличие школьного бассейна позволяет обеспечить выполнение учебной программы по физической культуре, выполнение нормативных документов по обучению всех детей плаванию, организацию спортивных секций. По инициативе учащихся и учителей проводятся спортивные соревнования, различные игры на воде. Результатом данной работы является то, что все учащиеся гимназии умеют плавать, охотно участвуют в спортивных соревнованиях округа, города, где являются победителями и призерами. Гимназия оказывает большую помощь школам микрорайона в полном выполнении программ по физическому воспитанию.
С каждым годом увеличивается количество учащихся в спортивных секциях гимназии. Систематическое отслеживание результатов, стартовые, промежуточные и контрольные тесты создают оптимальную для данного ребенка зону физического развития, позволяют наблюдать динамику роста, физических кондиций. Все это создает положительный эмоциональный фон, способствующий стремлению к физическому совершенству. Наблюдается тенденция к  повышению активности учащихся в занятиях спортом в соответствии с возрастом.
Вся спортивно – оздоровительная работа строится с учетом интересов и способностей учащихся, их состояния здоровья. В результате учащиеся гимназии достигают высоких  спортивных  соревнованиях муниципалитета, округа, города.
В  гимназии  отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья учащихся.
В целом сложилась система воспитательной работы и дополнительного образования, что в единстве с учебным процессом является основной разностороннего развития учащихся.
Целью воспитательной работы гимназии является воспитание широко образованного, глубоко мыслящего, высоконравственного человека. Для воспитательной работы гимназии характерно:
  • гуманитарная направленность и гуманизация содержания за счет расширения языкового и общекультурного компонента образовательного процесса;
  • постоянная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы, расширения сети кружков, спецкурсов, тесной связи с учреждениями культур, спорта ВУЗами и др.;
  • развитие личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия гимназии, семьи, социума при абсолютной гарантированности его интеллектуального, психологического, физического и нравственно – эстетического здоровья.
В гимназии складывается система ученического самоуправления. Целью работы является формирование у учащихся  коммуникативных навыков, понимание себя и других, формирование навыков делового этикета, самопознание,  все, что станет нормой  сегодня в области общения, завтра явится непременным условием жизненного успеха.
Важной частью системы воспитательной работы гимназии является формирование и укрепление школьных традиций и коллективных творческих дел: День гимназиста, день учителя, интеллектуальный марафон, выездной лагерь  «Елочки», общегимназическая игра «Город Бизнеса». Также проходят месячник мужества и спорта, предметные недели, поддерживаются чистота территории гимназии, осуществляется дежурство по гимназии, ведется шефство над детским домом № 2, работает научное общество учащихся «Искатель», «Политическая трибуна», выполняются задания депутатов Московской городской Думы и пр.. Системный деятельностный подход к воспитанию диктуют выйти за рамки стен гимназии, активно участвовать за рамки стен гимназии, активно участвовать в районных и окружных мероприятиях (спортивных, культурно – массовых, туристско-краеведческих). Учащиеся гимназии принимают участие в фестивале «Хрустальная капелька», где получили призовые места по различным номинациям. Летом учащиеся выезжают в летние лагеря, совершают  многодневные туристические походы.
·  Анализ деятельности гимназии № 1512 свидетельствует, что на протяжении  многих лет абсолютная успеваемость по всем учебным предметам стабильна – 100%
·  Уровень качественной успеваемости по предметам имеет устойчивую тенденцию к положительной динамике
·  Учащиеся успешно сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ.
Русский язык  11 класс -91 %
Математика  9 класс -96 %
·  Уровень учебной деятельности гимназии № 1512 позволяет привлечь большое количество учащихся к подготовке и участию в окружных, городских и всероссийских олимпиадах и  творческих конкурсах.
         В гимназии № 1512 прослеживается тесная взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью. Учащиеся гимназии охотно занимаются в коллективах дополнительного образования. Востребованность дополнительных образовательных услуг:
1.      Художественно-эстетической направленности -45 %
2.      Научно-технической направленности – 39 %
3.      Культурологической направленности – 62%
4.      Физической направленности -70 %
5.       Естественно-научной направленности – 40 %
Гимназия № 1512 полностью укомплектована учителями высокой квалификации.
Представленная  гимназией № 1512 стратегия и тактика образования в концептуальном режиме, согласуется с общей тенденцией развития современной гимназии, в которой интегрированная предметная среда и проектная деятельность с применением современных информационных технологий использует для развития социальных и коммуникативных умений учащихся, и их способностей  к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненно-важных задач, профессионального самоопределения, развитию духовности.
     В гимназии на протяжении десяти  лет стабильным являются следующие результаты:
  • Уровень обученности учащихся по результатам итоговой аттестации
  • 100 % поступление в ВУЗы
  • Участие и результаты учащихся в окружных, городских, Российских олимпиадах, Российских олимпиадах
  • Уровень мотивации познавательной деятельности учащихся
  • Разнообразная система развивающей деятельности
  • Уровень сформированности исследовательских умений учащихся
  • Стабильность кадров
  • Система управления
  • Условия для обучения и воспитания учащихся с повышенной мотивацией
  •  Качество гимназического образования
  • Развивающая  образовательная среда
  • Эффективность управления качеством образования
И вместе с тем в качестве приоритетных направлений развития образовательной программы гимназии предполагается следующее:
§         Развитие профильного обучения;
§         Развитие  ресурсного центра;
§         Освоение дистанционного обучения в профильных классах;
§         Дальнейшее повышение профессионального мастерства учителей и освоение современных педагогических технологий;
§         Совершенствование работы педагогического коллектива гимназии по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Гимназия №1512 является инновационным образовательным учреждением, которое обеспечивает усвоение  учащимися гимназического содержания образования,  ведет поиск новых форм обучения, использует в образовательном процессе новые педагогические и информационные технологии, обеспечивает личностно – ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию учащихся, реализует идеи гуманизации образования.
Методическая тема педагогического коллектива на 2011-2012 учебный  год: «Создание современной образовательной системы гимназии как условие повышения качества образования в условиях внедрения и реализации ФГОС».
План методической работы является частью общешкольного годового плана. Формами организации методической работы является педагогический совет, научно-практические конференции, научно-методический совет, учебно-методические кафедры, творческие открытые уроки, повышение квалификации, самообразование, участие в интернет - сообществах.
Цель методической работы гимназии: создать комфортную образовательную среду для обеспечения высокого уровня качества гимназического образования средствами инновационных технологий и повышения профессионального мастерства учителей.
Задачи методической работы:
·        Оказание помощи учителю в создании собственной педагогической системы
·        Вовлечение всего педагогического коллектива целенаправленную инновационную деятельность, обеспечивающую внедрение оригинальных подходов к деятельностно-компетентностному обучению.
 
Организация экспериментальной работы в сочетании с работой по научно-методической теме – становится комплексным методом управления развития гимназии с помощью таких форм как:
·        Научно-практическая конференция, где систематизируются и классифицируются ведущие идеи развития гимназии и развитию экспериментальной работы;
·        Педагогический совет по инновационному образованию, в структуре которого отрабатывается, шлифуется коллективный инновационный опыт гимназии, создающий предпосылки к проектированию развития по всем ведущим направлениям гимназии
·        Сочетание научно-методического семинара с экспериментальным практикумом учителей – исследователей, выводящее их на рефлексивное знание собственной педагогической системы.
Учитывая ценности российского образования и методическую работу  в гимназии, разработана модель методической работы.
В соответствии с приказом директора в гимназии работают 7 кафедр: учителей начальной школы, предметов гуманитарного цикла, математики и информатики, предметов естественно - научного цикла, иностранных языков, учителей физического воспитания. Руководство методической работой осуществляется научно  - методическим советом, который регулярно проводит заседания в соответствии с планом работы.
Каждым руководителем структурного подразделения (кафедры) систематически ведется документация (сведения об учителях, план работы на текущий год, план заседаний, графики взаимопосещения и взаимопроверок, план работы по методической теме, самообразование, внеурочная работа по предмету, подготовка к ЕГЭ и к ГИА и т. п.). В течение учебного года проводится анализ проделанной работы и определяются задачи на следующий год. Цели и задачи методических объединений гимназии соответствуют целям и задачам образовательной программы гимназии. Заведующие кафедрами регулярно принимают участие в окружных и городских методических семинарах и совещаниях.
В гимназии созданы условия для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала гимназии, проводится подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Анализ методической работы в 2012 году выявил некоторые результаты:
·        Совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогического коллектива в условиях гимназии.
·        Мотивирование успешности учителей, что оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности
·        Решение вопросов материального стимулирования учителей, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений как собственных, так и учеников.
·        Проведение мониторинга возможностей коллектива
·        Совершенствование аттестационных мероприятий как средство повышения уровня педагогических и руководящих работников
·        Развитие инновационного поведения учителей и их нового педагогического мышления
·        Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей
·        Моделирование профессиональной деятельности учителей на основе психолого-педагогической диагностики, выработка современных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности, анализ причин отклонений
·        Совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности учителей
·        Создание мониторинговой и диагностической программ направленных на объективную оценку труда педагогических работников в связи с переходом на НСОТ.
В 2011-2012 учебном году в рамках реализации методической темы «Создание современной образовательной системы гимназии как условие повышения качества образования в условиях внедрения и реализации ФГОС» в гимназии освоены следующие направления инновационной деятельности:
  • Системно-деятельностный подход в организации современного урока
  • ФГОС в начальной школе
  • Целеполагание  как основа планирования деятельности учителя и учащегося
  • Новые требования к организации урока с учетом требований ГОС.
  • Использование ИКТ и новых стандартов с целью повышения результатов обучения.
  • Использование банка тестовых заданий с целью подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ в ходе проведения урока (экспресс-диагностика).
  • Реализация требований государственных стандартов на уроках иностранного языка
  • Преемственность в изучении предметов гуманитарного цикла на основе  кодификатора контролируемых элементов и проверяемых умений.
Педагогическим коллективом гимназии были проведены семинары для учителей, родительской общественности и руководителей общеобразовательных учреждений.
30 – летие школы №784 – гимназии №1512.
День открытых дверей для родителей «Урок освоения новых знаний»
Конференция «Урок в системе современной образовательной парадигмы: проблемы и поиски»
Мастер классы для учителей гуманитарных предметов, для учителей иностранного языка
 «Системно-деятельностный подход в организации современного урока»
Для учителей естественно-научного цикла
«Урок экономических знаний»
Практико – ориентированный семинар
Для руководителей общеобразовательных учреждений
«Система оценки качества образования в гимназии МРКО»
 
 
 
На протяжении трех последних лет педагогический коллектив гимназии работает над темой эксперимента «Формирование модели оценки качества общего образования в городе Москве».
В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что оценка качества общего образования позволяет наиболее точно установить соответствия достигаемого качества образования (результатов и условий) нормативным требованиям, социальным и личностным результатам, что дает возможность при эффективных управленческих решениях обеспечить более высокий уровень качества образования. В направлении «Оценка обучающей деятельности на уроке» освоена методика проведения уроков на основе деятельностно- компетентностного подхода; составлено календарно-тематическое планирование с учетом кодификатора по всем учебным предметам, что позволяет проводить целенаправленную работу по повышению качества образования учащихся. Создана единая информационная база о качестве обучающей деятельности учителей     гимназии на основе компьютерной  программы «Системный анализ урока». В направлении оценки качества образования на основе рекомендаций МЦКО разработана система критериев, аналитических показателей и индикаторов внутришкольной системы управления качеством образования. В настоящее время модернизация ВШК как инструмента управления образовательным процессом в гимназии  проведена на основе ФГОС и НСОТ, положения  национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» требования к качеству определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:
·        Требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых гимназией (по уровню и динамике достижений ученика)
·        Требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности (по качеству уроков, по уровню компетентности учителя, по методическому оснащению, качеству кабинетной системы)
·        Требования к структуре образовательных программ: оценка качества управления деятельности всех субъектов образовательной деятельности.
 
Новые объемы и темпы требуют современного инструмента, позволяющего объективно и оперативно управлять ресурсами. Этим инструментом для педагогического коллектива стал Московский регистр качества образования. Во-первых, появилось огромное информационное поле, где стало возможным проводить Многогранный анализ качества образования гимназии, предоставляющий возможность своевременного принятия управленческих решений. Анализ результатов проведенных контрольных работ по учебным предметам, экспресс – анализ качества образования в классе, оценка качества образования на всех уровнях: уровень обучающегося, уровень класса, уровень гимназии позволяет принимать оперативные управленческие решения, направленные на повышение качества образовательного процесса в целом. Анализируя все материалы, мы соотносим полученные результаты с предыдущими (ученик, класс, предмет) с индексом реальной обученности, реально выставленными и рекомендованными оценками, результатами выполнения практической части программы. Анализ проводится не только всесторонний, но и объективный. При этом индивидуальная образовательная траектория  определяется не только для ученика, но и для учителя, т. к. хорошо учить могут только те учителя, которые сами готовы выявить свои профессиональные проблемы и работать над их устранением.
Результаты опытно-эксперементальной работы размещены на сайте гимназии www.gym1512.ru. По результатам эксперимента проведена научно-практическая конференция «Повышение качества гимназического образования как результат взаимодействия учителя и ученика в системе деятельностно-компетентностной педагогики» (апрель 2011года); «Современный урок в современной школе» апрель 2011года). На протяжении 3 лет начиная с 2010 года, гимназия проводила опытно-эксперементальную работу по проблеме «Человек в культуре: формирование мировоззрения». Новизна и практическая значимость эксперимента заключается в том, что в гимназии создаётся  педагогическая эталонная система материалов формирования/диагностики мировоззрения в отношении уровней образованности, элементарной и функциональной грамотности, социальной компетентности; обобщённо-дидактическая модель учебного предмета – основной целостной единицы содержания образования, позволяющей формировать мировоззрение школьников как системный результат в единстве знания, поведения, деятельности, ценностей.
В ходе эксперимента были созданы следующие продукты эксперимента:
а) рабочие программы по литературе, МХК, истории, музыке для 5-6 классов;
б) презентации к изучаемым темам и произведениям по литературе и истории;
в) разработки уроков по темам и модулям тем;
г) разработки и презентации по методическим и методологическим темам («Формирование метапредметных умений в ходе интеграции предметов гуманитарного цикла», «Деятельностный метод обучения»);
д) разработки и презентации научного плана («Конфликт речевых сред и пути его преодоления в образовательном  процессе», «Бытийно-философская лирика в русской литературе разных веков»).
 
Опыт работы гимназии обобщен в  следующих изданиях:
1. Школьная медиатека.
Под ред. Е.Н. Ястребцовой, М. 1997г.
2. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве.
(в помощь учителю)
Под ред. Е.С. Полат, М. 1997г.
3. Новые педагогические технологии.
(пособие для учителей)
Под ред. Е.С. Полат, М. 2001г.
4.Теория и практика развития критического мышления
и творческого потенциала гимназистов.
Коллективная монография. М., 2005 г.
5.Московская гимназия: уроки 25- летнего опыта.
Владос, 2006г.